m_llekolombina (m_llekolombina) wrote,
m_llekolombina
m_llekolombina

Categories:

АЛИСА КООНЕН

Коонен Алиса Георгиевна
Родилась 17 (5-го) октября (н.с.) 1889 года в Москве.

Окончила школу Московского Художественного театра (ученица К. С. Станиславского) и играла в его труппе в 1905—13 годах. 

Основные роли:
* Митиль («Синяя птица» Метерлинка),
* Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого),
* Анитра («Пер Гюнт» Ибсена). 

В 1913-1914 годах - актриса московского Свободного театра.

В 1914—1949 годах - ведущая актриса Камерного театра. 
Закрыть окно
Основные роли:
* Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского);
* Адриенна Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» Скриба и Легуве);
* Эбби, Элла («Любовь под вязами», «Негр» О 'Нила);
* Эллен («Машиналь» Тредуэлл);
* Катерина («Гроза» Островского);
* Эмма Бовари («Мадам Бовари», инсценировка Коонен романа Г. Флобера);
* Кручинина («Без вины виноватые» Островского).
Народная артистка РСФСР (1935).
Закрыть окно
Вернувшись из экспедиции, я начал ставить "Дикарку" с артисткой Камерного театра Алисой Коонен. Каждый раз вместе с ней на съемку приезжал постановщик знаменитой пантомимы "Покрывало Пьеретты" режиссер Александр Таиров. 

Удивительная пара, вошедшая впоследствии в историю нашего театрального искусства. [...]
Трудно было найти в Москве более даровитую артистку, в то же время отличавшуюся столь виртуозной техникой в самых разнообразных ролях. Коонен удивительно относилась к делу. Загримированная, одетая, без опоздания приезжала она на съемку и, сказав на прощанье несколько слов Таирову, начинала свой тренинг. Он состоял в беге по круговой аллее садика. Лицо у нее светлело, глаза загорались, дыханье становилось частым, ноздри нервно вздрагивали, и она радостно буйно встряхивала головой.
Не надо было кричать "Приготовились!". Она была всегда готова, всегда собрана, как Вера Федоровна [Комиссаржевская]. Может ли быть лучшее сравнение для артистки!
Алиса Коонен — "дикарка" — мчится, прыгая через изгородь. Мудрая, талантливая артистка. Приветствую ее и благодарю.
ГАРДИН В. Воспоминания. Т. 1. 1912–1921. М., 1949.
Закрыть окно
Из снятых мною [...] кинофильмов и из числа снимавшихся в них артистов особо надо выделить дебютировавшую в кино Алису Георгиевну Коонен, создавшую в фильме "Девушка из подвала" жизненно правдивый и высокохудожественный образ. [...] У А. Г. Коонен [...] были все данные сделаться помимо театра выдающейся актрисой кино, можно только сожалеть, что благодаря недальновидности кинопредпринимателей этого не случилось.
КАСЬЯНОВ В. Вблизи киноискусства // КЗ. 1992. № 13. 

Камерный театр был одним из центров русской режиссуры ХХ в. "Созидательная платформа" Александра Таирова, открывшего его в 1914 г., состояла в том, чтобы через "сценический синтез" идти к "современному театру", и этот путь лежал "через полное преодоление дилетантизма и предельное утверждение мастерства" В течение тридцати пяти лет рядом с режиссером была его жена, одна из лучших актрис русского театра Алиса Коонен. Здесь были созданы спектакли-шедевры: "Саломея" (1917), "Федра" (1922), "Мадам Бовари" (1940). Для советской власти Камерный театр оказался идеологически и эстетически чуждым — символистским, декадентским, далеким от жизни. Неприязнь выразилась традиционным способом: в 1949 г. Таиров был "освобожден от должности художественного руководителя". На этом закончилась история жизни Камерного театра и самого Таирова (он умер в 1950 г.). Говорили, что Алиса Коонен прокляла этот дом. Даже если это легенда, есть другие причины, вследствие которых не стоило ничего менять: Камерный театр был по существу авторским. Его переименовали сразу же после ухода Таирова и Коонен. Его название исторически связано с режиссером-создателем и вряд ли передается по наследству.
ГОРФУНКЕЛЬ Е., МОСКВИНА Т., МУРЗИНА А., ПОПОВ Л., РУБАНОВА И., ШИТЕНБУРГ Л. Ноябрь 1988. 

Коллектив Театра им. Пушкина принимает решение вернуть имя Камерного театра, создать музей и установить мемориальную доску на фасаде в память Александра Таирова и Алисы Коонен // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.
Театр вошел в мою жизнь с самых ранних лет, мне кажется, с той самой поры, когда я научилась ходить и разговаривать. И вся моя жизнь по сей день тесно связана с театром. Мне всегда трудно было определить границы, где кончаются театр и где начинается моя собственная жизнь — так тесно они были спаяны. Театр врезывался в жизнь, а жизнь в свою очередь входила в театр, питая его живым огнем.
Жизнь художника, его творчество неразрывно связаны со временем, в которое он живет, с людьми, с которыми он общается, с явлениями и событиями, происходящими вокруг него.

Путь каждого художника, отдающего искусству всего себя, всю свою жизнь, вероятно, редко бывает безоблачным. Не был он безоблачен и у меня. Но, не смотря на это, я считаю себя очень счастливой. С самых ранних лет своей сценической жизни я работала с выдающимися мастерами русской и советской режиссуры. Моим воспитателем был К. С. Станиславский. Когда я уже поступила в школу Художественного театра, он дал обещание моей матери отечески заботиться обо мне и трогательно это обещание выполнял. В Художественном театре мне довелось работать и с Вл. И. Немировичем-Данченко, который был не только прекрасным режиссером, но и выдающимся педагогом. Там же работала я с К. А. Марджановым. И, наконец, там же выпало мне большое счастье встретиться с Александром Яковлевичем Таировым, в режиссуре которого нашли конкретное выражение мои смутные мечты об искусстве больших страстей, искусстве больших обобщений.
Станиславский был моим воспитателем в искусстве, Таиров — учителем, раскрывшим передо мной целый мир.
КООНЕН А. Страницы жизни. М., 1975. 

Мой дебют в кино неожиданно имел большой успех. Меня наперебой стали приглашать сниматься, уговаривали бросить театр, сулили карьеру кинозвезды. Но я стойко отвергла все соблазны, отказалась даже от приглашения Мейерхольда сниматься в "Дориане Грее" Уайльда.
КООНЕН А. Страницы жизни. 2-е изд., М., 1985.

Ушла из жизни 20 августа 1974 года в Москве.
http://www.kino-teatr.ru/
http://www.russiancinema.ru/
Алиса Кооненбиография
роли в кино
1917 Черная шаль
1917 В угоду Молоху любви
1915 Дикарка
1914 Девушка из подвала
1909 Ванька ключник («Русская быль XVII столетия») 



 
Tags: Коонен Алиса Георгиевна, чтобы помнили
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments