?

Log in

No account? Create an account
Коломбина

ЛЕОНИД ХАРИТОНОВ


Юность
Родился 19 мая 1930 г. в Ленинграде. Ещё в школе Леню Харитонова не называли иначе как "артист" - он был непременным участником всех самодеятельных спектаклей. А самым близким друзьям была доверена огромная тайна: Лёня после девятого класса экзаменовался в настоящей театральной студии и его бы приняли, если бы к этому времени у него был аттестат зрелости. Но, окончив десятый класс, юноша вдруг заколебался: сможет ли он стать настоящим артистом? И подал заявление в университет на юридический факультет. Через месяц Харитонов получил студенческий билет, на котором было написано: "Ленинградский университет, юридический факультет".
Целый год Леонид Харитонов прилежно слушал лекции, изучал юридические науки, ходил на семинары. В свободное время играл в студенческом самодеятельном драматическом кружке. В спектакле "Ревизор", прогремевшем на весь Ленинград, он играл Бобчинского и именно после этой роли снова всерьёз задумался об актёрской карьере.
Во время учёбы в университете Харитонову предложили службу в разведке. Честно предупредили: предстоит работа за рубежом, многим придётся пожертвовать. Но от столь привлекательного предложения он всё же отказался. Из-за любви к театру...

Школа-студия МХАТ
Летом в Ленинград на гастроли приехал МХАТ. Рядом с афишами, возвещающими о спектаклях прославленного театра, появились скромные объявления: МХАТ объявляет набор в свою школу-студию. Прочитав объявление, Леонид решил тайно от близких сдавать экзамены. Он успешно прошёл два тура. На третий тур его вызвали в Москву. А через несколько дней из Москвы в Ленинград полетела телеграмма: "Принят".
Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе Харитонов окончил в 1954 г. и с этого года вошёл в труппу этого прославленного театра.

Иван Бровкин
В том же 1954 г. Леонид Харитонов впервые снялся в кино. Славу ему принесла первая же роль в фильме "Школа мужества", где он снимался ещё будучи студентом. А через год на экраны страны вышел "Солдат Иван Бровкин".
Летом 1955 г. на улице Сухуми военный патруль задержал молодого солдата. Тот не приветствовал офицера и был явно не по уставу одет: ремень не затянут, ворот расстёгнут. Остановленный патрулём солдат, вместо того чтобы встать по стойке "смирно", пытался вступить в пререкания. Патруль доставил его в комендатуру. Каково же было удивление патрулировавшего в тот день офицера, когда через десять минут задержанный, улыбаясь, вышел из комендатуры, да ещё в сопровождении самого коменданта.
- Смотрите, больше не попадайтесь! Раз на вас форма, носите её, как указано в уставе, - сказал комендант, пожимая руку на прощанье.
- Есть! - щёлкнул каблуками солдат.
- Актёр это, - пояснил комендант офицеру. - "Школу мужества" видели? Вот он там играл.
Этот забавный случай произошёл с Леонидом Харитоновым во время съёмок фильма "Солдат Иван Бровкин". Чтобы актёр привык к костюму своего героя, ему было разрешено носить солдатскую форму. Кстати, это был первый и последний случай в жизни Харитонова, когда зрители не узнали его... Чтобы влезть в шкуру героя, Харитонов часами занимался строевой подготовкой, учился водить трактор, мотоцикл. И наотрез отказался от певца-дублёра. "Хочу петь сам", - заявил актёр и настоял на своём. Говорят, что и сценарий этой комедии Леонид Владимирович изучал несколько недель. Вдумывался в каждую его строку, стараясь зрительно представить "непутёвого" Ваню, у которого всё выходит невпопад. Эта "непутёвость" - отправная черта в образе Ивана Бровкина - заставила Харитонова поломать голову. Он никак не мог понять, в чём она выражалась - в простодушии или, наоборот, в хитроумии? Может, Иван Бровкин - типичный Иванушка-дурачок из русской сказки?
Когда фильм "Солдат Иван Бровкин" вышел на экраны, Леонид Харитонов стал кумиром поколения. Его славу можно сравнить только с гагаринской! Ему пишут письма солдаты, девчата, матери и бабушки, актёра приглашают на творческие встречи в клубы, школы, на заводы и стадионы...
За несколько лет вышло с десяток картин с Харитоновым в главной роли. Он создал нового социального героя - доброго, скромного, обаятельного и... непутёвого. Непутёвый и Бровкин, непутёвый и милиционер Вася Шанешкин и даже поздние герои Харитонова. Но в этом-то и был "харитоновский" ключик к сердцам зрителей. Персонажи Харитонова не только воспитывали, но и веселили, за что актёра любили зрители всех поколений. Он и сам-то был схож со своими героями: никогда за себя не просил, жил скромно, общался со всеми на равных, зато прибегал на помощь по первому зову.

Личная жизнь
Харитонов был очень влюбчив. Лев Дуров, его однокурсник, вспоминал: «У нас на курсе первый парень был – Лёнька Харитонов! Хотя вроде бы и ростом невелик, и атлетической фигурой не обладал. Романы у него были и в университете, и в школе-студии. Но, что примечательно, романы заканчивались, а дружба продолжалась. До конца его жизни».
Первой его женой стала сокурсница Света Сорокина. Они поженились на третьем курсе и прожили вместе два года. Светлана Харитонова, оставившая фамилию мужа, замечательная характерная актриса, служила в Театре киноактёра, потом в Театре сатиры, немало снималась в 50-60-е годы.
Новый роман у Харитонова случился в Ленинграде, на съёмках кинокомедии «Улица полна неожиданностей», с актрисой Джеммой Осмоловской. Джемма подарила Леониду сына Алёшу. Алексей Харитонов ныне ученый-программист.
Третьей и последней женой актёра стала его студентка в Школе-студии МХАТа – Евгения Гибова.
Была у Харитонова и склонность к выпивке. Частенько он бражничал с великими мхатовскими стариками – Борисом Ливановым, Алексеем Грибовым, Владимиром Белокуровым. С Белокуровым, известным всей стране по картине «Чкалов», Леонид Владимирович дружил. Жизнь великих артистов была удивительно ограниченной. Они много работали, но и много пили. Душу приложить было некуда! Белокуров носил джемпер или свитер с полосой на груди. Ливанов, знаменитый острослов, шутил: «Это линия налива!»
Но часто Харитонова спасали ключи от машины. Чуть что, он лез в карман за ключами: «Не могу. Я за рулём». Даже если и не был «за рулём». Во время съёмок «Солдата Ивана Бровкина» у него открылась язва, нажитая во время блокады (в некоторых кадрах фильма заметно, что у Бровкина красные глаза). Чтобы избежать операции, врачи посоветовали: при язве помогает чистый спирт! Раздобыли чистый спирт, и Леонид Харитонов им врачевался. Отсюда и склонность.

Забвение
С возрастом Харитонов выпал из обоймы. Стареющих пареньков играть не хотел, снимался крайне редко, преподавал, готовил себя к настоящей этапной роли. Иногда появлялся в эпизодах совсем седым, полноватым, но с таким же озорным огоньком в глазах, как и герои его ранних фильмов. Леонид Владимирович не хотел повторяться, а нового ничего не предлагали. Предприимчивые администраторы делали себе большие деньги на знаменитом артисте. Возили по всему Советскому Союзу. Эксплуатировали его лицо и былые заслуги. Кстати, за рубеж одного из самых популярных киноактёров 50-х годов так ни разу и не выпустили!
В 80-е годы Леонида Харитонова почти забыли. О его безумной прошедшей славе напоминала лишь оскароносная лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где перед входом в Театр киноактёра одна из героинь визжит от восторга: «Смотри! Харитонов!!!»

Верность МХАТу
Леонид Харитонов был верен МХАТу. В 1962 г. , правда, он перешёл в Театр имени Ленинского Комсомола, а затем в Драматический Театр им. Пушкина, но и там, и там долго не задержался и в 1963 г. снова вернулся на мхатовскую сцену.
Но скоро во МХАТе возник застой. Почти ничего не ставили. Олег Ефремов в очередной раз пообещал роль, но... в списке распределения ролей Леонид Владимирович себя не обнаружил. Поставили неплохой спектакль "Палата № 6" по Чехову и тут же по каким-то причинам сняли. У Харитонова - инсульт! Как он радовался, когда собрались восстанавливать спектакль, в котором они были заняты с Дорониной. Но начали твориться странные дела. Сгорели декорации именно этого спектакля. Второй инсульт! Там было много странностей, которые актёр переживал сердцем.

Навеки в памяти
Умер он 20 июня 1987 г. - от очередного инсульта - в драматический для МХАТа момент. При разделении театра. Артистов делили - кого куда! Кто-то остаётся с Ефремовым, кто-то переходит к Дорониной. Этого Харитонов уже вынести не смог...
У гроба Леонида Харитонова прощальные речи произносили оба руководителя МХАТа - и Доронина, и Ефремов. На могилу возложили венок - "От мамы". Но матери Харитонова давно уже не было в живых! Оказалось, венок прислала незабвенная Татьяна Ивановна Пельтцер, которая в " Иване Бровкине" играла мать главного героя. Она к Леониду - и он к ней! - относилась с большим трепетом.
Надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой расколотый надвое камень. Символизирующий раскол МХАТа. И выполненный в виде разломанной надвое мхатовской чайки! На камне начертаны всего два слова: "Леонид Харитонов". А под ними - всегда живые цветы.
http://www.rusactors.ru

НАРУШИТЕЛЬ
Однажды летом 1955 года на улице Сухуми военный патруль задержал молодого солдата. Тот не приветствовал офицера и был явно не по уставу одет: ремень не затянут, ворот расстегнут. Остановленный патрулем солдат, вместо того чтобы встать по стойке «смирно», пытался вступить в пререкания. Патруль доставил его в комендатуру. Каково же было удивление патрулировавшего в тот день офицера, когда через десять минут задержанный, улыбаясь, вышел из комендатуры, да еще в сопровождении самого коменданта.
— Смотрите, больше не попадайтесь! Раз на вас форма, носите ее, как указано в уставе, — сказал комендант, пожимая руку на прощанье.
— Есть! — щелкнул каблуками солдат.
— Актер это, — пояснил комендант офицеру. — «Школу мужества» видели? Вот он там играл.
Этот забавный случай произошел с Леонидом Харитоновым во время съемок фильма «Солдат Иван Бровкин». Чтобы актер привык к костюму своего героя, ему было разрешено носить солдатскую форму. Кстати, это был первый и последний случай в жизни Харитонова, когда зрители не узнали его.

ТАЙНА
Еще в школе Леню Харитонова не называли иначе как "артист" - он был непременным участником всех самодеятельных спектаклей. А самым близким друзьям была доверена огромная тайна: Леня после девятого класса экзаменовался в настоящей театральной студии и его бы приняли, если бы к этому времени у него был аттестат зрелости.
Но, окончив десятый класс, юноша вдруг заколебался: сможет ли он стать настоящим артистом? И подал заявление в университет на юридический факультет.
Через месяц Харитонов получил студенческий билет, на котором было написано: «Ленинградский университет, юридический факультет».
Целый год Леонид Харитонов прилежно слушал лекции, изучал юридические науки, ходил на семинары. В свободное время он играл в студенческом самодеятельном драматическом кружке.
Летом в Ленинград на гастроли приехал МХАТ. Рядом с афишами, возвещающими о спектаклях прославленного театра, появились скромные объявления: МХАТ объявляет набор в свою школу- студию. Прочитав объявление, Леонид решает тайно от близких сдавать экзамены. Он успешно прошел два тура. На третий тур его вызвали в Москву. А через несколько дней из Москвы в Ленинград полетела телеграмма: «Принят».

МОТИВИРОВКА
В фильме "Солдат Иван Бровкин" Леониду Харитонову очень нравился эпизод: Иван Бровкин не вышел на утреннюю зарядку, сидит в одном белье на кровати и наигрывает на гармони танец лебедей из балета Чайковского. За этим занятием и застает его командир.
Сцена действительно была очень смешной. Но актеру что-то мешало правдиво сыграть ее, в эпизоде он чувствовал какую-то фальшь. Почему Бровкин вдруг ни с того ни с сего остается в казарме? Тогда Леонид Харитонов и предложил мотивировку поступка своего героя: подразделение готовится к смотру самодеятельности. А Бровкин — человек увлекающийся до самозабвения. Из-за этой увлеченности с ним не раз случались всякие недоразумения. Так произошло и на этот раз. А когда появилась причина поступка Бровкина, оправдалось все: и его комическая поза, и небрежный ответ сидя: «К смотру готовлюсь, товарищ лейтенант», — и недоумение — в чем же его вина? Играть артисту стало легко, и он непринужденно провел всю сцену.
http://akter.kulichki.com

Воспоминания об Иване Бровкине, который консерваториев не заканчивал
Леонид Харитонов получил приглашение от Владимира Басова на главную роль Бориса Горикова в фильме «Школа мужества», когда еще учился в Школе-студии имени В, И. Немировича-Данченко при МХАТе. Окончание мхатовской школы в 1954 году совпало с премьерой фильма, который имел большой успех у зрителей и критики.
Харитонов начал работать во МХАТе и параллельно постоянно снимался в кино. Буквально за несколько лет вышли подряд «Сын», «В добрый час!», «Улица полна неожиданностей», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Длинный день»... И всюду — центральные роли.
Да и в театре дела шли прекрасно. После дебюта в роли Гоши в «Забытом друге» А. Салынского — Кристи в «Ученике дьявола» Б. Шоу и Алешка Вронский в «Дороге через Сокольники» В. Раздольского. Правда, в конце 50-х годов МХАТ переживал очередной кризис: сюда перестали ходить зрители. Однако единогласно обруганная критикой «Дорога через Сокольники» выдержала свыше четырехсот аншлагов всего за несколько лет — пример по тем временам небывалый! Такой успех во многом был связан с необычайной популярностью Харитонова. Случалось, если кто-то из партнеров неожиданно заболевал, «Ученика дьявола» заменяли на «Дорогу через Сокольники» или наоборот, а в объявлении обязательно указывали: спектакль с участием Л, Харитонова. И никто не сдавал билеты.

Алешка Вронский, вчерашний школьник, приехавший пытать счастья в столицу, — первая главная роль Харитонова в театре. По ходу действия Алешка был и робок, и застенчив, почти зажат. В других же сценах, напротив, оказывался необычайно активным, раскованным, даже агрессивным.
Как правило, именно сочетание таких контрастных черт в характере юных сверстников приводило Харитонова к наибольшим удачам и в кино, и в театре. Фильм «В добрый час!» по пьесе В. Розова вышел спустя два года после премьеры знаменитого эфросовского спектакля в ЦДТ. В отличие от спектакля, картина не стала событием. Но харитоновский Андрей Аверин обратил на себя внимание. Если бы у меня спросили, какая роль Харитонова в кино стала наибольшей его удачей, не задумываясь, назвал бы именно эту. Хотя всенародную любовь и необычайную популярность принесла ему роль непутевого крестьянского паренька Вани Бровкина.
Ивану Бровкину писали письма не только солдаты и молоденькие девушки, но и взрослые, зрелые люди, воспринимая его как вполне реального человека. О Харитонове появилось множество статей, артиста приглашали на творческие встречи в клубы и на стадионы. Хорошо помню, как однажды после концерта во Владимире зрители подняли на руки легковой автомобиль, и котором сидел Харитонов, и пронесли его по улице до самой гостиницы.
Но удивительное заключалось вовсе не в самой популярности, А в том, как относился к ней Харитонов. Другие тут же начинают стричь купоны: требуют каких-то благ — от квартиры до почетных званий и повышенных гонораров. Харитонову и в голову такое не приходило. Жил он скромно, в одной комнате, в коммуналке, а потом, не желая никого обременять просьбами, вступил в ЖСК и получил небольшую квартиру. Зато охотно, по первому слову, мог поехать в Моссовет, в милицию, в больницу, на телефонный узел, на кладбище, в детский бад — куда угодно,— чтобы о ком-то похлопотать, кого-то поддержать. И это при условии, что он никогда не был ни депутатом, ни председателем месткома.
Казалось, жизнь складывалась удачно. Работа в театре, съемки в кино и на телевидении, выступления на концертной эстраде. А Харитонов еще поступает в аспирантуру на кафедру актерского мастерства в родную мхатовскую студию, заканчивает ее с отличием и начинает заниматься педагогикой.
Однако положение во МХАТе оставалось тяжелым, и в самом начале 60-х годов Харитонов переходит в Ленком, где среди других его ролей особенно запомнился Сашка Кригер — герой инсценированной повести Б. Балтера «До свидания, мальчики!». С изгнанием режиссера Анатолия Эфроса Харитонов уходит в Театр имени А.С. Пушкина к Борису Равенских, а через год возвращается во МХАТ на роль Лариосика в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных».
Позже он сыграет здесь же Чичикова в булгаковской инсценировке гоголевской поэмы «Мертвые души», доктора Гаспара в «Трех толстяках» Ю. Олеши и другие роли. Но... останется неосуществленной заветная мечта всей жизни — царь Федор Иоаннович и множество других прекрасных ролей...
Да и в кинематографе жизнь стала складываться по-другому. Нет, о нем не забыли, но по-прежнему предлагали роли, из которых актер давно вырос. Харитонов не мог да и не хотел уже играть парнишек. Ему пора было переходить на новое амплуа. Но как это сделать, если никто в тебе по-настоящему не заинтересован?

Справедливости ради надо отметить, что несколько раз возможность попробовать начать все сначала у Харитонова была. Он успешно воспользовался ею, снявшись в фильмах В. Ускова и В. Краснопольского «Отец и сын» и «Вечный зов». Затем последовала роль царя Макара Ивановича в сказке «Там, на неведомых дорожках...», поставленной М. Юзовским. Но все это было лишь удачными пробами, за которыми могли последовать настоящие, большие работы, о которых он так мечтал?
...Сергей Яковлевич Лемешев в свое время получил предложение записать для фильма песни Ивана Бровкина, но знаменитый тенор заметил, что Ваня Бровкин вряд ли кончал консерваторию, и посоветовал авторам картины поручить спеть песни исполнителю роли Бровкина. Когда фильм вышел на экраны, Лемешев часто вспоминал эту историю. Он ценил Леню и неоднократно сравнивал с самым любимым своим актером Петром Мартыновичем Алейниковым. «Только он — Ваня Курский, а ты — Ваня Бровкин»,— говорил Сергей Яковлевич, чувствуя, какое это доставляет удовольствие Харитонову.
Если говорить всерьез, то Алейникова и Харитонова объединяло не только то, что их герои — тезки. Каждый из них в свое время точно выразил определенный социальный тип, наиболее соответствовавший представлению многих о том, каким быть всеобщему национальному любимцу. Люди всегда испытывают потребность в подобных героях. Счастлив тот актер, которого хоть раз в жизни посетит удача воплотить на экране такой образ.
Но ведь жизнь — не миг, не час, не день. И пока человек ходит по земле, ему нужно, засыпая, твердо знать, чем он займется завтра. Он не может жить лишь одними воспоминаниями, какими бы прекрасными они ни были. Говорю это не применительно к Петру Мартыновичу Алейникову или Леониду Владимировичу Харитонову, их, к сожалению, это уже не касается. Но исключительно во имя живых, испытавших однажды счастливые минуты.
В. Поюровский
"Советский экран" № 3, 1990 год

Фильмография:

1954 Школа мужества
1955 Васек Трубачев и его товарищи
1955 Солдат Иван Бровкин
1955 Сын
1956 В добрый час
1957 Отряд Трубачева сражается
1957 Улица полна неожиданностей
1958 Иван Бровкин на Целине
1960 Пусть светит
1961 Длинный день
1962 Капроновые сети
1963 Большой фитиль
1964 Все для вас
1967 Места тут тихие
1967 Огонь, вода и медные трубы
1977 Инкогнито из Петербурга
1978 Случайные пассажиры
1979 Москва слезам не верит
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1979 Отец и сын
1979 Суета сует
1980 Дом на Лесной
1981 Брелок с секретом
1982 Там, на неведомых дорожках
1982 Чародеи
1983 Аукцион
1983 Из жизни начальника уголовного розыска
1983 Карантин
1985 Багратион
1986 Посторонним вход разрешен
1986 Хорошо сидим

Comments

Коломбина

April 2011

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com